Основательница Bodyсontrology — о настоящем и будущем фитнес-студий

Основательница фитнес-студии Bodyсontrology Юлия Шеганова рассказала «РБК Стиль», как чувствуют себя в условиях пандемии фитнес-студии и почему спрос на них будет только расти

В то время как большинство спортивных клубов терпит убытки из-за пандемии коронавируса, фитнес-студии становятся все популярнее. Мы спросили у тренера и основательницы студии Bodycontrology, почему некоторым студиям удается развиваться в кризис, как пандемия сказалась на бизнесе и что будет происходить с этой нишей в ближайшем будущем.

Как зарождался тренд на фитнес-студии?

Мода пришла из США — они в этом вопросе всегда были немного впереди. Бум на студии в Штатах произошел после кризисов 2008 и 2014 годов. Люди тогда не хотели вкладывать деньги в дорогостоящие клубные карты, а предпочитали краткосрочные абонементы, максимум на десять занятий. Предприниматели быстро обратили это в свою пользу и стали открывать небольшие студии, иногда даже в частном жилье (так как в Америке многие живут в собственных домах, решить вопрос с недвижимостью для бизнеса бывает проще, чем у нас). Кризис показал, что такие студии способны выжить в экстремальных условиях.

Когда тренд пришел в Москву?

Первые студии, как правило йоги, стали появляться около 15 лет назад. Я в то время принимала участие в открытии многих точек в Москве и других городах. Например, участвовала в запуске одной из крупнейших профессиональных сетей Pro Trener. Моя задача была в том, чтобы открыть подразделение пилатеса. Сейчас, на мой взгляд, владельцы сети больше сосредоточились на секторе outdoor и функциональном тренинге.

В чем студии выигрывают у клубов?

Тут два момента. Первый — про бизнес. Студии не берут членский взнос. Не нужно платить за карту — приходишь и занимаешься, просто и удобно. К тому же сейчас это важно с точки зрения здоровья и безопасности. Есть риск заболеть и сесть на карантин — тогда в клубе пришлось бы замораживать абонемент. Эта услуга есть не везде, а время заморозки ограничено. Так что часть занятий просто пропадет. В студии такого нет, потому что вы платите по факту посещения.

Второй момент — профессиональный. Чаще всего студии открывают спортсмены или те, кто давно работает в этой сфере. И это, в первую очередь, не бизнес-проект, а воплощение идей профессионала, сильного человека, который выбирает такую же команду. Я, например, предъявляю очень высокие требования к себе и к тренерам, которые у меня работают. Сотрудники Bodyсontrology поддерживают мои принципы. Это значит, что качество услуг на высоте. Если человеку нужно конкретное направление — йога, пилатес, танцы, то они скорее пойдут в узкоспециализированную студию, чем в фитнес-клуб.


Что такое спортивная студия категории «премиум»?

Слово «премиум» значит, что студия соответствует определенным критериям и оборудована как спортивный объект. Например, важна хорошая вентиляция. Многие студии грешат плохим кондиционированием воздуха, это может быть опасно. Премиум-формат подразумевает, что у каждого клиента свой шкафчик, личное полотенце, есть душевая. Одна из моих любимых студий пилатеса находится в Стокгольме — в общем зале там стоит 16 реформеров (студийных тренажеров с большим набором функций. — «РБК Стиль»). Хотя в Европе премиум-студий немного. Из-за нехватки пространства в них часто нет душевых и индивидуальных шкафчиков, и это считается нормой. В США, как правило, премиум-студией руководит один тренер, который проводит индивидуальные занятия.

Премиум-формат — это про персонализацию. То есть личное общение, сервис и отношение. Например, я знаю гостей по именам, стараюсь пообщаться с каждым. Это же распространяется и на всех менеджеров. Мы предлагаем такие важные мелочи, как резинки для волос, полотенца, средства гигиены (ватные диски, палочки). До пандемии мы готовили воду с лимоном или ягодами в специальном диспенсере. А по пятницам устраивали friends friday — угощали клиентов фруктами или делали смузи. Плюс мы общались в неформальной обстановке, обсуждали успехи и спортивные достижения, обменивались опытом с приглашенными тренерами и специалистами в смежных областях, например диетологии. Сегодня такие в некотором смысле праздничные дни возвращаются — первым станет мероприятие к 8 Марта. Мне важно, чтобы посетители уходили в хорошем настроении. Поэтому они всегда возвращаются снова.

В России сложно открыть студию?

Сложнее, чем в Европе или США. Во-первых, не так легко найти подходящую локацию. Если в Америке ты живешь в своем доме, то можешь просто оборудовать его часть под студию. У нас так сделать не получится. Во-вторых, непросто найти инвестиции под проект. Студии открывают в основном тренеры — их зарплата в российском фитнес-клубе не позволяет накопить достаточно денег.

Я шла к запуску своего бизнеса достаточно долго. Сначала вела индивидуальные занятия в маленькой студии, покупала в кредит первый тренажер. Много времени понадобилось, чтобы накопить достаточный капитал. В плане организации работы мне было легко благодаря опыту, но возникали сложности в бизнес-вопросах. Свое дело — это большие риски. Пришлось многому научиться. На самом деле, я не знаю людей, которым открытие студии далось легко. Все проходят длинный путь: наработка методики, практика, наращивание клиентской базы.

Одно могу сказать точно: в России студии сейчас находятся на одном уровне с зарубежными. Мы стали больше ездить, смотреть и сравнивать. Поэтому полностью соответствуем мировым трендам. Мои иностранные коллеги даже включают Bodycontrology в брендбуки своих компаний и гордятся таким ярким проектом.

У вас есть авторитеты среди зарубежных коллег?

Моя хорошая подруга Трейси Маллет — автор программы Booty Barre. Мы с ней познакомились на конференции в Америке, и знакомство быстро переросло в дружбу.

Трейси несколько лет подряд занимала первое место в конкурсе Fitness Awards в номинации «Лучший формат групповых занятий». По моему приглашению Трейси приезжала в Москву и провела здесь первый и единственный курс для тренеров по своей программе. В России работают 12 специалистов, которые занимались под ее руководством, и мы общаемся друг с другом. Мне очень помог опыт Трейси во время кризиса. Именно она посоветовала ввести групповые занятия, чтобы охватить категорию людей, которые не могут позволить себе заниматься индивидуально. Она была права — в 2020 году некоторые наши клиенты перешли на групповые занятия из соображений экономии.

Еще один авторитет для меня — Джеймс Д’Сильва, автор метода гаруда (тренировки на аппарате Garuda, основанные на йоге, пилатесе и танцах. — «РБК Стиль»). Его студия в Лондоне стала для меня хорошим примером организации пространства. В ней несколько помещений и при этом очень много воздуха. Такую же задумку я постаралась воплотить в Москве.

В целом меня восхищают люди, которые начинали как тренеры по фитнесу, смогли задержаться в профессии и открыть собственные успешные проекты.

Как пандемия отразилась на бизнесе?

Мы быстро отреагировали на ситуацию и вышли в онлайн, чтобы дать возможность клиентам заниматься дома. Сразу стало понятно, что формат нужно оставлять даже после того, как пандемия закончится. Некоторые начали с онлайн-занятий, а сейчас пришли тренироваться вживую. В любом случае мы будем активно развивать диджитал-направление, потому что за ним будущее. Уже сотрудничаем с приложением Fitmost (сервис, который позволяет прийти на любую тренировку в любой студии и оплатить ее баллами из приложения. — «РБК Стиль»), это тоже расширяет базу клиентов.

Сложно ли соблюдать требования Роспотребнадзора?

Пришлось оставить только формат мини-групп до пяти человек. Мы расширили сетку расписания, чтобы сохранить клиентов и дать им больше возможностей выбора времени. Плюс делаем технические перерывы, чтобы успеть обработать зал и раздевалки. К счастью, площадь позволяет делать это без ущерба для занятий.

Тренажеры мы и раньше дезинфицировали, так что это не стало чем-то новым. Еще обязательны маски, объявления и дезинфицирующие лампы. Так как безопасность очень важна, мы дополнительно вызываем службу, которая дезинфицирует все поверхности, даже потолок.

Как думаете, что произойдет со студиями и фитнес-клубами в ближайшем будущем?

Клубы сейчас переживает определенные трудности. Пандемия сильно повлияла на выбор места для тренировок. Многие предпочли формат студий — там меньше людей, а значит, комфортнее и безопаснее. Я надеюсь, что фитнес-клубы найдут какой-то выход.

Зато эта ситуация поможет многим тренерам, которые давно работают в клубах. Развивается онлайн-формат — это хорошая возможность для продвижения себя или своего бренда. Мне нравится тенденция последних лет: тренеры открывают собственные студии. Это дает людям больше шансов выбрать именно то, что нужно. Раньше идеального тренера находили путем проб и ошибок. Теперь сделать выбор станет проще — почти у каждого профи есть страница в инстаграме, появилось много доступных узкоспециализированных студий. Думаю, в фитнес-сфере скоро появится еще больше интересных проектов и брендов.

А что насчет искусственного интеллекта и новых технологий? Они в фитнесе применяются?

Конечно. Например, уже есть разработки виртуальных очков, которые позволяют выходить на связь с тренером из любой точки мира. Возможно, скоро появится виртуальный помощник, который будет собирать все данные о состоянии человека и подсказывать, какую тренировку стоит сделать, а потом еще и проконтролирует ее выполнение. Вероятно, постепенно роботы будут заменять тренеров. Но цены на офлайн все равно будут расти, потому что спрос не исчезнет. Люди приходят на занятие за общением, за мотивацией. Пока не могу представить, как искусственный интеллект справится с этой задачей. От зоны ресепшн сейчас многие отказываются — ее заменяют умные турникеты. С уборкой тоже скоро будут справляться роботы.

Leave a Comment

Your email address will not be published.

Start typing and press Enter to search